Аннотация

Аннотация

рабочей программы дисциплины

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Составитель – кафедра психологии образования и развития

 

1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Гендерный подход в образовании»: формирование у студентов бакалавриата группы компетенций в области гендерной педагогики и психологии, обеспечивающих их способность осуществлять гендерное обучение и воспитание, оказывать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе их гендерной социализации

Задачи освоения дисциплины:

создать мотивационную основу изучения дисциплины, определяющую развитие стремлений студентов к освоению сущности и специфики гендерного подхода в образовании;

- освоение студентами теоретических основ гендерных знаний, практических умений и навыков, необходимых для внедрения принципов, методик и технологий гендерной социализации, воспитания и образования в практику психологической деятельности;

- формирование готовности студентов оказания психолого-педагогической поддержки принятия и освоения школьниками гендерных ролей.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

2.1. Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.

2.3. Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

2.3.1. Б1.В.ДВ.08.02 Основы семейного консультирования

2.3.2. Б1.В.ДВ.08.03 Профессиональная адаптация молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья

2.3.3. Б2.В.01.01(У) Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков

2.3.4. Б2.В.02.01(П) Педагогическая практика

2.3.5. Б2.В.02.02(П) Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

2.3.6. Б2.В.02.03(П) Научено-исследовательская работа

2.3.7. Б2.В.02.04 (Пд) Преддипломная практика

2.3.6. ФТД.В.02 бережливые технологии в профессиональной деятельности

2.3.7. Б3.Б.01(Д) Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

3. Планируемые результаты освоения дисциплины

Требования к планируемым результатам освоения дисциплины:

Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

Профессиональные компетенции и индикаторы их достижения

ПК-4- способен к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПК-4.1 Знает:

специфику развития человека на разных этапах онтогенеза с позиций различных теорий развития; особенности развития человека в кризисные периоды жизни; специфику поведения в кризисных ситуациях; особенности развития человека на разных этапах профессионального самоопределения; специфики развития и поведения человека в зависимости от принадлежности к гендерной, профессиональной и социальным группам;

ПК-4.2 Умеет:

реализовывать современные знания для выявления актуальных и потенциальных возможностей человека в разные онтогенетические периоды; использовать знания различных теорий кризисной помощи; определять факторы, влияющие на индивидуальную изменчивость человека в ходе его профессионального развития; находить причину неблагоприятного варианта психического развития, проектировать систему психологических воздействий направленных на преодоления трудностей в функционировании;

ПК-4.3 Владеет:

категориальным аппаратом, раскрывающим сущность закономерностей и индивидуальных особенностей психического, профессионального развития, поведения и деятельности человека на разных ступенях онтогенетического развития; способами и методами диагностики интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении; навыками самостоятельной работы с текстами, решения творческих заданий, анализа педагогических ситуаций в педагогическом процессе.

ПК-12-способен к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества

ПК-12.1 Знает:

содержание терминов «просветительская деятельность», «психологическая культура личности», «психологической культуры общества»; виды, тематику, формы, ресурсы просветительской психологической деятельности среди субъектов образовательной деятельности; категории населения, для которых необходима просветительская психологическая деятельность, их особенности; цель и средства повышения уровня психологической культуры общества; собственные профессиональные ресурсы (качества, способности, компетенции) для осуществления просветительской психологической деятельности среди населения, пути развития профессионального потенциала;

ПК-12.2 Умеет:

использовать свои профессиональные ресурсы для организации различных (основных) видов и форм просветительской психологической деятельности среди субъектов образовательной деятельности; определить и разработать проблематику и формы просветительской психологической деятельности, в зависимости от категории и запроса; реализовать просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества;

ПК-12.3 Владеет:

способностью, умениями и компетенциями в сфере просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; разнообразными видами и формами просветительской психологической деятельности; средствами повышения уровня психологической культуры отдельной личности и общества; средствами саморазвития собственных профессиональных ресурсов.

 

4. Содержание дисциплины

Раздел 1. Теоретические и практические аспекты гендерного подхода в образовании

Тема 1.1. Теоретические основы гендерного подхода в образовании: основные понятия и категории

Тема 1.2. Гендерный подход в практике образования: история и современность

Раздел 2. Гендерный подход к изучению личности

Тема 2.1. Гендерная психология личности

Тема 2.2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции

Тема 2.3 Гендерная идентичность: механизмы формирования и процессы развития детей и подростков»

Тема 2.4 Формирование гендерной идентичности в интерпретации различных теоретических подходов

Раздел 3. Реализация гендерного подхода в образовании

Тема 3.1. Гендерный компонент образования

Тема 3.2. Содержание и институты гендерной социализации

Тема 3.3. Семья как основной институт гендерной социализации

Тема 3.3. Гендерный подход к воспитанию

Тема 3.4. Гендерно ориентированное обучение

Тема 3.5 Психодиагностика гендерных особенностей взаимодействия субъектов образовательных отношений

 5. Публикации по теме курса

Перечень публикаций преподавателя в контексте данной дисциплины:

пп

Наименование учебных изданий

и научных трудов

Выходные данные

Соавторы

 

1

Использование технологии портфолио в процессе организации самостоятельной работы по дисциплине «Гендерология и феминология» (статья)

Традиции и инновации в образовательном пространстве ХМАО-Югры: Материалы региональной научно-практической конференции, (Нижневартовск, 27 ноября 2009 г.). - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 2010. - 428с.

 

2

Система педагогического оценивания формирования компетенций у студентов высших учебных заведений

(статья ВАК)

Система педагогического оценивания формирования компетенций у студентов высших учебных заведений  // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 2. С. 27-29.

Абрамов А.В.,

Махутов Б.Н.

3

Формирование речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза

(статья ВАК)

Вестник Нижневартовского государственного университета. Педагогические науки. – 2016. – № 1.

 


Публикации по теме курса




Техническая поддержка: Центр развития карьеры, admin@nvsu.ru

Яндекс.Метрика