Назад в каталог
Б1
Зач. единиц: 3

Взаимодействие русской и всемирной литератур

Себелева Анастасия Валериевна, к.ф.н. доцент
Записаться на курс

Аннотация

1. Цели  освоения учебной дисциплины: 

Целью курса является изучение творческих контактов и типологических связей в русской и зарубежной литературах; углубить представления обучающихся о движущих факторах историко-литературного процесса; закрепить навыки сравнительно-исторического анализа, выявить его возможности при определении национальной специфики русской словесности, ее мирового значения; помочь студенту понять основные закономерности историко-литературного процесса XIX века, определяемые движением литературных направлений, течений, логикой жанрово-стилевых процессов; использовать огромный духовный потенциал русской и зарубежной словесности в нравственно-эстетическом воспитании обучающихся.

2. Место учебной дисциплины  в структуре ОП бакалавриата

Дисциплина «Взаимодействие русской и всемирной литературы» относится дисциплине по выбору вариативной части для направления  44.03.01  – «Педагогическое образование».

Изучение русско-европейских взаимосвязей опирается на академическую методологию с ее важнейшими принципами историзма и системности, предполагающими «вписанность» художественного явления в современный ему историко-литературный контекст, учет творческой эволюции писателя, рассмотрение произведения в тесной связи всех элементов его содержательно-формальной структуры.

Основываясь на сравнительно-историческом методе исследования, в зависимости от конкретной темы курса мы обращаемся также к историко-генетическому, типологическому, историко-функциональному и системно-структурному анализу текста.

Актуальность предлагаемого курса определяется значимостью межнациональных контактов при изучении истории литературных взаимосвязей России и Западной Европы.

Главным объектом рассмотрения настоящего курса являются контактные взаимосвязи: заимствования, подражания, вариации, переводы и контакты-полемики. Но в живом литературном процессе функционируют все виды общности, в том числе генетические параллели и типологические схождения.

п/п

Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практи-ческие

Лабора-торные

Самостоя-тельная работа

 

5 курс

6

12

 

88

зачет

1

Тема 1. Основные понятия курса. Сравнительно-исторический метод исследования

1

4

 

17

Лекция-обзор, презентация

2

Тема 2. Русско-европейские литературные контакты первой трети XIX века. В.А. Жуковский и европейский романтизм. Рылеев и Шамиссо

1

2

 

17

Лекция-обзор, контрольная работа

3

Тема 3. Русско-европейские литературные контакты первой трети XIX века. А.С. Пушкин и европейская традиция. М.Ю. Лермонтов и европейская традиция. Тютчев и немецкая традиция.

1

2

 

17

Лекция-обзор, контрольная работа, творческое задание, доклады на семинарском занятии

4

Тема 4. Русские европейские литературные контакты во второй трети XIX века

1

2

 

17

Лекция-обзор, контрольная работа, творческое задание, доклады на семинарском занятии

5

Тема 5. Русские европейские литературные контакты в третьей трети XIX века

2

2

 

20

Лекция-обзор, контрольная работа, творческое задание, доклады на семинарском занятии

 

Итого за 5 курс:

6

12

 

88

 

 

 


Публикации по теме курса




Техническая поддержка: Центр развития карьеры, admin@nvsu.ru

Яндекс.Метрика