Аннотация

1. Цели освоения дисциплины

изучение творческих контактов и типологических связей в русской и зарубежной литературах; углубить представления обучающихся о движущих факторах историко-литературного процесса; закрепить навыки сравнительно-исторического анализа, выявить его возможности при определении национальной специфики русской словесности, ее мирового значения; помочь студенту понять основные закономерности историко-литературного процесса XIX века, определяемые движением литературных направлений, течений, логикой жанрово-стилевых процессов; использовать огромный духовный потенциал русской и зарубежной словесности в нравственно-эстетическом воспитании обучающихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

2.1. Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ

2.2. Требования к предварительной подготовке обучающегося:

Знать: важнейшие работы, посвященные теоретическому аспекту освещения данной темы и ее практической реализации в творчестве писателей (ОПК-4); роль межнациональных контактов в развитии литературы.

Уметь: определять разновидности литературных взаимосвязей.

Владеть: навыками сравнительно-исторического метода исследования литературных явлений.

4.2. Структура и содержание дисциплины

 

Наименование разделов, тем и их содержание

Лекции (час)

Практические (час)

Лабораторные (час)

Самостоятельная работа (час)

1

Раздел 1. Сравнительно-исторический метод исследования.

1

4

 

40

1.1.

Тема 1.Основные понятия курса. Сравнительно-исторический метод исследования

Актуальность изучения истории межнациональных литературных связей в нашу эпоху интенсивных международных контактов. Проблема общечеловеческого и национального в искусстве, ее различное толкование.

 

1

2

 

20

1.2

Тема 2. Литературные контакты как двусторонний процесс, предполагающий в воспринимающей словесности «встречное течение». Виды творческих связей: собственно контактные (переводы, заимствования, подражания, вариации), контрастные и даже конфликтные.

 

 

2

 

20

 

Раздел 2. Контакт-наследование (традиция) как проявление закона преемственности в развитии искусства.

 

1

12

 

46

2.1

Тема 1. Контакт-наследование (традиция) как проявление закона преемственности в развитии искусства, одна из форм творческих связей. Взаимодействие в живом литературном процессе генетических, контактных связей, типологических соответствий (аналогий).

 

1

4

 

11

2.2

Тема 2. Мифологическая школа, теория заимствования, сравнительно-историческое литературоведение (компаративистика) – раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи, сходство и различие между словесностями разных народов.

 

 

4

 

11

2.3

Тема 3. Дискуссия в ИМЛИ 1969 г. Материалы дискуссии «Взаимодействия и взаимосвязи национальных литератур» (М., 1961). Значение трудов А. Веселовского, В. Жирмунского, В. Конрада, Кулешова, Купреяновой, Макогоненко, Кожинова и др.

 

 

4

 

11

 

Всего

2

16

 

86

 

КСР

4

 

Контроль (зачет)

 

 

ИТОГО:

108

 


Публикации по теме курса




Техническая поддержка: Центр развития карьеры, admin@nvsu.ru

Яндекс.Метрика