Назад в каталог
Б1
Зач. единиц: 3

Проектная деятельность филолога в образовательном пространстве

Себелева Анастасия Валериевна, к.ф.н. доцент
Записаться на курс

Аннотация

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является развитие у магистрантов теоретических и практических навыков проектной деятельности в филологии; формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций: знание основных положений и концепций в области теории проектной деятельности, умение применять полученные знания в собственной профессиональной деятельности, разрабатывать локальные и глобальные образовательные проекты в области воспитания и пропаганды филологических знаний; проводить под научным руководством локальные исследования в области организации проектно-созидательной деятельности, участвовать в научных конференциях.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

2.1. Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.

2.2. Требования к предварительной подготовке обучающегося:

Знать: основные методологические и теоретические подходы к исследованию применения метода проектов; специфику применения метода проектов при обучении учащихся; технологическое оснащение обучения.

Уметь: использовать современные технологии обучения литературе; определять собственную стратегию и тактику преподавания литературы, последовательность познавательных действий учащихся при подготовке и проведении проектной деятельности; выявлять условия применения метода проектов для формирования устойчивой мотивации, развития познавательных интересов учащихся, применять полученные знания в области методики преподавания литературы.

Владеть: навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми, литературоведческими нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации; навыками моделирования и проведения практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.

 

Наименование разделов, тем и их содержание

Лекции (час)

Практические (час)

Лабораторные (час)

Самостоятельная работа (час)

3 семестр

1.

Тема 1. Современные подходы к пониманию сущности понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность».Понятия «проект», «метод проектов», «проектная деятельность», «профессиональная компетентность», «образовательная технология», «методика ее реализация», «открытое и закрытое образовательные пространства». Содержание образования.

2

2

 

7

2.

Тема 2. Проектный метод как система обучения. Характеристики проектной компетентности: умение осознать, сформулировать цель педагогической деятельности, грамотно, оптимально выбрать адекватные технологии, методики, приемы реализации, способность рефлексировать результаты деятельности, прогнозировать перспективы её развития

 

2

 

7

3.

Тема 3. Типология проектов, их структурирование.Классификация проектов.

 

1

 

7

4.

Тема 4. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Основные этапы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

 

 

2

 

7

5.

Тема 5. Проектная деятельность как средство развития творческой личности обучающихся.Психологическое содержание: развитие креативного мышления, исследовательской культуры учащихся. Технологическое содержание: создание проблемных ситуаций, решение исследовательских задач, рефлексия результатов. Лидерская позиция педагога в обучении, особенности её реализации на разных этапах урока.

 

2

 

7

6.

Тема 6. Компьютерные коммуникации в совместной учебной деятельности.Информационно-коммуникативные технологии. Идеологическое содержание: развитие культуры социальной адаптации обучаемых. Психологическое содержание: формирование различных личностных характеристик (мышление, память, мотивация) с помощью современных средств обучения. Педагогические резервы использования информационно - коммуникативных технологий: построение многоуровневого учебного модуля, оформление материалов занятий в виде гипертекста, что в результате приводит к оформлению у обучаемых индивидуальной траектории урока. Возможность рассматривать информационно – коммуникативные технологии как педагогический инструментарий, необходимый для реализации любой технологии.

 

2

 

7

7.

Тема 7. Технология «Развитие критического мышления». Педагогические функции: развитие различных видов мышления, формирование культуры выбора, самоопределения и т.д. стратегия «Развития критического мышления»: вызов – осмысление – рефлексия, ее использование в технологии.Развитие критического мышления. Идеологическое содержание: развитие различных культур личности обучаемых (аналитического и ассоциативного мышления, креативности, коммуникативной культуры). История возникновения и развития технологий. Психологическое содержание: формирование индивидуального стиля смыслопроявления (поведение, способы коммуникаций) у обучаемых. РКМЧП. Интегративный характер технологий. Базовая модель: вызов – осмысление – рефлексия; содержание каждого этапа. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Развитие критического мышления и другие образовательные технологии, проблема педагогической переакцентировки: включение проблемных методов, дебатов, элементов диалога в статусе методик, методических приемов в образовательное пространство развития критического мышления.

 

2

 

7

8.

Тема 8. Технология «кейс». Дидактическое содержание технологии. Классификация и виды «кейсов». Образовательные функции технологии.Образовательная технология «кейс». Содержание деятельности: работа с ситуацией, представляющей фрагмент жизни, события культуры, ориентирующие на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Типология конкретных ситуаций (по типу получаемого результата, по источнику информации, по дидактическому основанию). Способы работы с ситуацией: составление версий, проектирование деятельности, осмысление результатов.

 

2

 

7

9.

Тема 9. Разработка филологических проектов в рамках грантовой деятельности.Понятие «грантовая деятельность» в современном образовательном пространстве.

 

1

 

7

 

Всего

2

16

 

63

 

Контроль

Экзамен

 

 

ИТОГО:

108

 


Публикации по теме курса




Техническая поддержка: Центр развития карьеры, admin@nvsu.ru

Яндекс.Метрика