Аннотация

1. Цели освоения дисциплины

Цель настоящего курса – дать обучающимся глубокое  представление  о типологических особенностях английского и русского языков в их сравнительном описании с точки зрения системного подхода к языку.

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Данная учебная дисциплина предлагается в вариативной части в числе дисциплин по выбору студента, изучается в 8 семестре; курс ориентирован на рассмотрение самого широкого лингвистического материала и предполагает сформированность всех основных языковых умений и навыков.

Для освоения данной дисциплины студент должен:

Знать: понятийный аппарат лингвистики, уровневое описание языка (структуру и систему); структуру слова, характеристики основных частей речи; интонационные образцы различных коммуникативных структур;

Уметь: анализировать разноуровневые единицы языка (от минимальных до более сложных) и коммуникативные типы предложений;

Владеть: навыками и приемами анализа единиц языка, в том числе грамматических структур.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:

·способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

·способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие (ПК-7).

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: условия и закономерности функционирования языка, факторы, влияющие на его реализацию в реальных ситуациях общения (ПК-4, ПК-7).

Уметь: видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей профессиональной деятельности; оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-4, ПК-7).

Владеть: стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-4, ПК-7).

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Предмет типологии. Уровни типологического исследования. Разделы типологии языков. Тип языка и тип в языке. Языковые универсалии

Уровни типологического исследования. Разделы типологии языков. Понятия о языковом типе, типе языка и типе в языке. Понятия изоморфизма и алломорфизма. Языковые универсалии. Типология и лингвистика универсалий. Язык-эталон.

История и основные направления типологических исследований

Предпосылки возникновения типологии как самостоятельной области исследований. Зарождение  типологии в начале XIX в. в Германии: Ф. и А. фон Шлегель, В. фон Гумбольдт, А. Шлейхер и др. Первые морфологические классификации языков. Развитие типологических идей в ХХ в. Многоступенчатая типологическая классификация языков Э. Сепира. Типология языковых систем. Фонологическая типология Н.С. Трубецкого. Синтаксическая классификация языковых типов И.И. Мещанинова. Квантитативная типология Дж. Гринберга.

Типология фонологических систем

Фонетико-фонологическая и просодическая типология. Отбор показателей для установления для типологии фонологических систем языков. Фонема как основная единица сопоставления фонологических систем. Основные фонологические оппозиции и корреляции в английском и русском языках. Типологические характеристики супрасегментных средств английского и русского языков. Типология слоговых структур. Типичные фонетические и фонологические ошибки, связанные с межъязыковой интерференцией, при изучении английского языка.

Типология морфологических систем

Типология частей речи в  разноструктурных языках. Типология грамматических  категорий. Типология существительного: категория падежа, категория рода, категория числа, категория определенности / неопределенности. Типология прилагательного. Типология глагола: категория числа и лица, категория времени, категория вида, категория залога, категория наклонения.  Типичные ошибки, вызванные интерференцией, при изучении морфологии английского языка.

Типология синтаксических систем

Типология словосочетания. Изоморфные и алломорфные типы словосочетаний в английском и русском языках. Типология порядка слов. Модели доминирующего словопорядка (по Дж. Гринбергу). Типология предложения. Типологическая обусловленность структурных расхождений в строе английских и русских предложений. Типичные ошибки, обусловленные интерференцией, в синтаксисе.

Типология лексических систем

Структурные особенности морфемного состава слов в языках разных типов. Типологическая разнородность английской лексики. Типология словообразовательных систем. Понятие лексической категории как единицы сопоставления на лексическом уровне.  Аффиксальные и безаффиксальные способы словообразования в английском и русском языках; их сравнительная продуктивность.

 


Публикации по теме курса




Техническая поддержка: Центр развития карьеры, admin@nvsu.ru

Яндекс.Метрика