Назад в каталог
Б2
Зач. единиц: 6

Б1.В.ДВ.10.01 Особенности раннего обучения иностранному языку

Плеханова Юлия Валерьевна, к.п.н., доцент
Записаться на курс

Аннотация

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Особенности раннего обучения иностранному языку» являются формирование готовности выпускников к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Иностранный язык» в начальной школе.

Данная дисциплина предназначена для осуществления подготовки специалистов, овладевающих иностранным языком в рамках требований, регламентированных ФГОС высшего профессионального образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». В результате изучения данной дисциплины у студентов должно сформироваться целостное представление о характере и особенностях работы учителя ИЯ, о требованиях, предъявляемых к профессии учителя ИЯ.

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Дисциплина «Особенности раннего обучения иностранному языку» относится к вариативной части, является курсом по выбору студентов (Б1.В.ДВ.10) и изучается в 8 семестре.

Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Методика обучения и воспитания» а также «Практический курс иностранного языка», «Введение в межкультурную коммуникацию».

Освоение дисциплины «Особенности раннего обучения иностранному языку» является необходимой основой для прохождения педагогической практики. Она является фундаментом подготовки будущего бакалавра и создает почву для получения студентами важных знаний и умений, необходимых для самостоятельной будущей профессиональной деятельности в качестве учителя иностранного языка в начальной школе и учреждениях дополнительного образования (например, центры развития дошкольников).

Для освоения данной дисциплины студент должен:

Знать:

базовые категории и понятия психологии и педагогики;

возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

способы взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса;

современные технологии обучения и воспитания детей 6-9 лет.

Уметь:

-                        учитывать в педагогическом взаимодействии индивидуальные особенности дошкольников и учащихся  младшего школьного возраста;

-                        осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он способствовал когнитивному и личностному развитию обучающихся;

-                        использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач, применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ деятельности) и интерпретировать результаты в исследовательских целях;

-                        анализировать собственную деятельность и межличностные отношения в педагогическом коллективе с целью их совершенствования, бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.

Владеть:

-                        понятийным аппаратом психологии и педагогики;

-                        навыками целеполагания и профессионального мышления, необходимыми для  решения поставленных задач;

-                        способами осуществления педагогической поддержки, сопровождения, установления контактов и взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе в условиях поликультурной образовательной среды;

-                        способами ориентации в профессиональных источниках информации (методические журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.), способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

·способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

·способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

·способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5).

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать: содержание и структуру системы обучения ИЯ (цели и задачи обучения, принципы, методы, средства и организационные формы обучения) (ПК-2); структуру урока ИЯ и требования, предъявляемые к учителю (ПК-2, ОПК-2); различные способы поддержания мотивации учащихся к изучению ИЯ на разных ступенях обучения (ПК-5).

Уметь: проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности (ОПК-2); осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений (ПК-2); проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук (ПК-5); использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов (ПК-2); организовывать внеучебную деятельность обучающихся (ПК-5).

Владеть: способами ориентации в профессиональных  источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.) (ПК-2, ПК-5); различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности (ПК-5); способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны (ОПК-2).

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Курс лекций предусматривает решение следующих задач:

·  сравнение различных, принятых в отечественной и зарубежной практике, подходов и методов обучения иностранному языку младших школьников;

·  ознакомление студентов с основами методики обучения иностранным языкам в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетенции;

·  детальное изучение вопросов, связанных с формированием языковых, речевых и социокультурных навыков и умений учащихся в свете современных тенденций обновления содержания иноязычного образования в начальной школе;

На семинарских занятиях будущие учителя знакомятся с нормативными документами, а именно с Федеральным Государственным образовательным стандартом по иностранному языку (ФГОС) для начальной школы и разработанной на его основе программой обучения английскому языку на младшей ступени обучения; с требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы; с действующими учебно-методическими комплектами ‘Spotlight’ (О. Подоляко, В. Эванс) , ‘HappyEnglish’ (М. З. Биболетова), etc; с форматом Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку.

На занятиях моделируются типичные ситуации учебного общения, возникающие на уроке иностранного языка в начальной школе, широко используются видеофрагменты уроков (как опытных учителей, так и студентов-практикантов), что позволяет сделать занятия более практико-ориентированными.

Особое внимание уделяется специфике предмета «иностранный язык» и вопросам перспективного планирования и проведения уроков английского языка в начальной школе. В процессе изучения разделов и тем курса студенты составляют собственные методические разработки отдельных фрагментов уроковпо формированию и совершенствованию слухопроизносительных и лексико-грамматических навыков учащихся (в рамках тем, предусмотренных школьной программой по иностранным языкам), уроков обучения разным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Тема 1. Специфика предмета «Иностранный язык» для дошкольников. Понятия «родной язык» и «иностранный язык», «искусственная и естественная языковая среда», «управляемое овладение языком». Овладение языком в естественном языковом окружении.

Тема 2. Принципы обучения английскому языку в начальной школе. Языковые и речевые навыки. Подходы, существующие сегодня. ФГОС для учащихся начальной школы. Просмотр вебинара издательства «Просвещение» и урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема 3. Социокультурный компонент обучения английскому языку. Концепция диалога культур. Условия для организации естественного иноязычного общения. Формирование межкультурной компетенции.

Тема 4.  Психологические особенности младших школьников. Личностно-ориентированная парадигма. Особенности построения уроков английского языка в начальной школе.

Тема 5.  Развитие и контроль рецептивных умений младших школьников. Основные механизмы аудирования и важность их формирования. Цели обучения чтению в начальной школе. Просмотр видеоуроков.

Тема 6. Развитие и контроль продуктивных умений младших школьников. Технология обучения диалогическому и монологическому иноязычному общению на английском языке. Контроль письма.

Тема 7.  Современные технологии обучения на начальном этапе обучения. Европейский языковой портфель. Проектная технология. Просмотр видеоуроков с последующим обсуждением отдельных этапов урока и приемов, использованных учителем для достижения поставленной цели.

Тема 8.  Организация самостоятельной работы учащихся как условие их саморазвития. Универсальные учебные действия – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. 

 


Публикации по теме курса




Техническая поддержка: Центр развития карьеры, admin@nvsu.ru

Яндекс.Метрика