Назад в каталог
Б1
М1
Зач. единиц: 3

Б1.В.ДВ.01.01 Обучение иностранным языкам в высшей школе

Плеханова Юлия Валерьевна, к.п.н., доцент
Записаться на курс

Аннотация

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Обучение иностранным языкам в высшей школе являются: содействие становлению профессиональной компетентности магистранта, определяющей его способность решать профессиональные задачи обучения иностранному языку в высшей школе; приобретение магистрантами навыков преподавателя-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информации с целью ее использования в профессиональной работе в высшем учебном заведении..По своему содержанию курс является междисциплинарным и позволяет синтезировать иинтегрировать имеющиеся у магистрантов умения и навыки, знания об изучаемом иностранном языке и базовых категориях теории и методики обучения иностранному языку в ходе изучения теоретических основ методики преподавания иностранного языка в высшей школе.

2. Место дисциплины в структуре ОП магистратуры

Данный курс является дисциплиной по выбору. Для выполнения программы магистрант должен владеть знаниями по теории и методике обучения иностранным языкам в средней школе, педагогике и психологии, инновационным технологиям обучения иностранным языкам, компетентностно-ориентированному подходу в обучении иностранным языкам.

Для освоения данной дисциплины магистрант должен:

знать:

основные понятия и терминологию в области лингводидактики;

современные технологии организации учебного процесса.

уметь:

структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной

деятельности;

извлекать информацию о современных методах и приемах организации учебного

процесса.

владеть:

стандартными методиками поиска, анализа и обработки информации;

навыками педагогической деятельности и организации учебного процесса.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:

способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2).

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам (ОК-3, З-1);

- индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ОПК-3, З-2);

уметь:

- - использовать в профессиональной деятельности достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам (ОК-3, У-1);

- эффективно строить учебный процесс (ОПК-3, ПК-2, У-2);

владеть:

- навыками педагогической деятельности, управления педагогическим коллективом и способен к организации учебного процесса в соответствии с установленными требованиями (ОПК-3, В-1);

- новыми методами исследования (ОК-3, В-2).

Содержание учебного материала по разделам

Раздел 1

Понятие и тенденции развития системы образования.

Понятие "образование" с позиций современности. Мировые тенденции развития системы образования. Совершенствование и обновление образовательного процесса подготовки преподавателя иностранного языка. Построение профессионального образования. Понятие термина "программа". Виды и типы программ. Две программы обучения английскому языку в вузе. Факторы, влияющие на построение курса АЯ.

Цели языкового образования.

Базовые категории методики в свете современных преобразований. Новая трактовка целей общего и непрерывного языкового образования. Социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем. Формирование единого образовательного пространства (Болонский процесс). Информационная компетенция. Коммуникативная компетенция. Социокультурная компетенция. Готовность к образованию через всю жизнь. Новое понимание содержания образования. Цели обучения иностранному языку в языковом вузе. Некоторые особенности преподавания английского языка в языковом вузе. Уровни владения ИЯ. Международные экзамены и сертификаты

Раздел 2

Проблема преемственности обучения ИЯ в средней и высшей школе.

Преемственность образовательного процесса как педагогическая проблема. Условия, обеспечивающие преемственность школьного и вузовского обучения иностранному языку.

Формирование единого образовательного пространства.

Тенденции мирового образования. Место образования в жизни общества. Концепция непрерывного образования. Болонский процесс.

Раздел 3.

Общеевропейские компетенции: уровни владения иностранным языком

 Выбор подхода. Уровни владения языком. Коммуникативные цели и задачи. Компетенции пользователя. Изучение и преподавание языков. Языковое многообразие. Система уровней как инструмент оценки

Раздел 4.

Теоретические и методические основы разработки учебных программ и курсов по ИЯ в системе вузовского образования.

Понятия «государственный образовательный стандарт», «учебный план», «учебная программа», «учебно-методический комплекс». Основные подходы к разработке учебных программ по иностранному языку. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению курса в вузе. Разработка содержания и форм текущего, промежуточного и итогового контроля. Анализ УМК (учебника) для специальностей филологического и нефилологического профилей.

Раздел 5.

УМК для специальностей филологического и нефилологического профилей.

Проблемы выбора учебника. Некоторые исходные положения теории современного учебника иностранного языка. Возможности использования российских и зарубежных учебников. Сущностные характеристики современного учебника иностранного языка. Проблема использования аутентичных текстов в УМК. Роль аудио- и видеоматериалов в УМК. Краткий анализ предметно-тематического содержания некоторых современных английских УМК. Преимущества и недостатки зарубежных учебников.

Раздел 6.

Организационные формы обучения иностранному языку в высшей школе.

Основные формы организации учебного процесса в высшей школе. Основные виды организационных форм обучения иностранному языку. Особенности использования фронтальных, индивидуальных и интерактивных форм работы на занятиях по иностранному языку в вузе. Особенности организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку.

Раздел 7.

Современные технологии профессионально-направленного обучения иностранному языку в вузе.

Требования к организации обучения ИЯ на базе технологий профессионально-направленного обучения. Технология автономного изучения ИЯ. Понятие автономии. Специфика использования интерактивных технологий (микропреподавания, «учимся вместе», «мозаика») и технологий активного обучения (деловая игра, проблемное обучение, мозговой штурм, кейсовый метод и др.) в системе языкового образования в вузе.

Раздел 8.

Проблема формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов вуза.

Проблема мотивации изучения ИЯ в вузе. Изучение коммуникативных, интерактивных и учебных потребностей специалистов в иностранном профессионально-ориентированном языке.

Раздел 9.

Система упражнений

Проблема системы упражнений в методике обучения иностранным языкам. Характеристики упражнения. Классификация упражнений. Принципы построения системы упражнений. Понятие система упражнений. Уровни усвоения иноязычного материала.

Планирование.

Виды планирования. Поурочное планирование. Связи между заданиями в структуре занятия. Типология занятий по иностранному языку. Как организовать начало занятия. Учебный конспект как важное условие эффективного проведения занятия.

Раздел 10.

Особенности обучения ВРД (говорению, письму, чтению, аудированию) и аспектам языка (фонетике, грамматике, лексике) студентов языковых и неязыковых специальностей.

Работа над произношением. Основные принципы обучения произношению. Коррективный курс. Основной курс. Обучение устной речи. Планирование и организация работы. Классификация упражнений для обучения устной речи. Ошибки студентов и методы их исправления. Самостоятельная работа студентов. Работа над учебным текстом на 5 курсе. Интерпретация художественного текста. Работа над активным словарем. Развитие навыков неподготовленной речи. Домашнее чтение. Цели и задачи занятий по домашнему чтению. Текстовые упражнения. Виды работ, применяемые при обсуждении прочитанного. Индивидуальное домашнее чтение. Обучение письму в языковом вузе. Цели и задачи обучения письменной речи в вузе. Система упражнений.

Раздел 11.

Методика проведения ролевой игры

Структурные этапы. Исправление ошибок в ходе ролевой игры. Роль учителя при ее проведении.

Интенсификация процесса обучения иностранному языку

Интенсификация процесса обучения иностранному языку при помощи использования игровых технологий. Классификация игр: языковые и коммуникативные игры, игры на взаимодействие и игры на соревнование, игры для одного человека, для двух людей и для большого количества участников. Использование диктантов на занятиях ИЯ. Использование словарей на занятиях

Раздел 12.

Особенности организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку

Самостоятельная работа на аудиторных занятиях, самостоятельная работа под контролем преподавателя, внеаудиторная самостоятельная работа. Мотивация как необходимое условие активной самостоятельной работы студентов

 


Публикации по теме курса




Техническая поддержка: Центр развития карьеры, admin@nvsu.ru

Яндекс.Метрика