Назад в каталог
Б1
М1
Зач. единиц: 3

Б1.В.ДВ.04.02 Реферирование и аннотирование специальных текстов (по профилю подготовки)

Степанова Марина Александровна, кандидат филологических наук, доцент
Записаться на курс

Аннотация

1.        Цели освоения дисциплины

Цель настоящего курса — сформировать умения и навыки выделения смысловых опорных пунктов и осуществления семантической компрессии специальных текстов на русском и иностранном (английском) языке, дать базовые знания по аналитико-синтетической обработке зафиксированной информации, ее свертыванию и преобразованию из несоразмерной пропускным возможностям человека и социума в соразмерную.В результате освоения материала магистранты должны получить представление о процессе информатизации общества, аналитико-синтетической переработке информации, современных типологических моделях аннотаций и рефератов, нормативных документах, в которых излагаются требования, предъявляемые к аннотациям и рефератам, научных основах свертывания информации и т.д.

Место дисциплины в структуре ОП магистратуры

Курс «Реферирование и аннотирование специальных текстов (по профилю подготовки)» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) «Современные технологии обучения иностранным языкам».

Данный курс ориентирован на рассмотрение самого широкого лингвистического материала и предполагает сформированность всех основных языковых умений и навыков.

Для освоения данной дисциплины магистрант должен:

знать:

основные понятия и терминологию в области языкознания;

структуру текста.

уметь:

извлекать полезную и ценную информацию по конкретной проблематике,

передавать содержание в более или менее подробной форме в зависимости от практической ценности информации.

владеть:

практическими навыками использования системы функциональных стилей;

стандартными методиками анализа и обработки информации.

 

2.        Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:

- способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);

- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

-  способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5)

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

·           алгоритмы аннотирования, реферирования и других операций по свертыванию текста (ОПК-1, З-1);

·           основные особенности научного текста (ОПК-1, ПК-5, З-2).

Уметь:

·           применять практические навыки распознавания структур текста (ОК-4, ПК-5, У-1);

·           осуществлять на конкретном языковом материале семантическую компрессию текста (ОК-4, У-2).

Владеть:

·           приемами оценки качества аннотаций и рефератов (ОПК-1, В-1);

·           навыками использования теоретических знаний при решении конкретных лингвистических задач (ОК-4, ПК-5, В-2).

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Тема 1. Текст как объект аннотирования и реферирования.

Текст как понятие, многозначность определений его значения. Текст как знаковая система. Соотношение понятий «информация», «знания», «текст», «документ». Текст как объект аннотирования и реферирования.  Аннотации и рефераты как метаинформация. Возможность и необходимость свертывания информации.

Тема 2. Аннотирование и реферирование: сущность, особенности и отличия.

Последовательность этапов и операций в процессе аннотирования.Техника изучения аннотируемой работы. Пути сокращения объема и устранения информативной избыточности аннотации. Общие требования стандарта к структуре и оформлению аннотаций. Особенности языка аннотаций.

Объем аннотаций. Аннотация как структурный компонент аннотативной записи.

Тема 3. Аннотирование различных видов изданий

Зависимость выбора видов аннотаций, способов (приемов) характеристики документов от видов и типов изданий. Особое и единичное в характеристике целевого, читательского назначения, содержания, оформления и других особенностей изданий различных видов. Специфика аннотирования официальной, научной, научно-популярной, производственно-практической, учебной, периодической, справочной, библиографической, краеведческой литературы. Базовые элементы аннотаций.

Тема 4. Редактирование аннотационных текстов

Значение, задачи и сущность редактирования аннотационных текстов. Этапы работы над аннотациями, повышение их эффективности в процессе редактирования. Критерии оценки справочных и рекомендательных аннотаций. Аннотации-пустышки. Ошибки при составлении аннотаций.

Тема 5. Реферирование как процесс аналитико-синтетической переработки научной информации. Реферирование как технологический процесс, его этапы и операции.

Этапы реферирования. Приемы (способы) реферативного изложения текста. Особенности экстрагирования, перефразирования и интерпретации как методов изложения информации в рефератах. Операции реферирования (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, опущение, замещение, совмещения).

Тема 6. Редактирование реферативных текстов.

Критерии оценки качества рефератов. Значение, задачи, сущность и методы редактирования реферативных текстов. Использование операций опущения, замещения и совмещения при редактировании предложений, подлежащих включению в реферат-экстракт. Ошибки при составлении рефератов. Оценка полноты и качества реферата.

 


Публикации по теме курса




Техническая поддержка: Центр развития карьеры, admin@nvsu.ru

Яндекс.Метрика