Аннотация

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Политическая лингвистика» в аспирантуре является овладение навыками изучения ресурсов языка как средства борьбы за политическую власть и манипуляции общественным сознанием.

В задачи курса «Политическая лингвистика» входит 1) формирование и развитие умений и навыков использовать основные положения и методы лингвистического анализа в целях интерпретации различных политических действий (явлений, процессов); 2) формирование умений использовать конкретные языковые ресурсы для осуществления продуктивной политической коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Данная дисциплина относится к вариативной части ОПОП по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение, направленность «Теория языка», изучается во второй год обучения (в четвертом семестре) и опирается на универсальные и общепрофессиональные компетенции, сформированные при освоении всех основных практических и теоретических курсов лингвистических дисциплин.

Данный курс призван дать представление об истории и современном состоянии политической лингвистики как раздела современного языкознания, сформировать целостный взгляд на данное направление исследований, находящееся на стыке лингвистики и политологии.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:

·      способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

·      способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5);

·      способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

·      способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов,  отвечающих установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по направленности (научной специальности) (ПК-1);

·      способность демонстрировать знания филологических наук, анализировать результаты научных исследований и применять их при решении исследовательских задач в области теории языка (ПК-2);

·      готовность к исследованию новейших тенденций в области языкознания и применению навыков квалифицированного анализа и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий передовой отечественной и зарубежной лингвистики (ПК-3).

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • историю возникновения и развития дисциплины;
  • основные теоретические направления политической лингвистики;
  • особенности национальных школ и научных направлений политической лингвистики;
  • особенности взаимодействия языка и политики;
  • структуру, цели, методы, результаты и т.д. языковой политики;

·         методологию и методы политической лингвистики;

Уметь:

·         анализировать и интерпретировать политические тексты;

·         создавать политические тексты различных жанров;

Владеть:

·         основными методами анализа политического текста;

·         основными технологиями построения политического текста.

Содержание учебного материала по разделам (темам)

 

Тема 1. Политическая лингвистика: историческое развитие и современное состояние.

Лингвистика как отрасль знания. Направления в современной лингвистике. Лингвистика и политика. Политическая лингвистика как междисциплинарная область знания. Политическая лингвистика и политическая коммуникация. Объект и предмет политической лингвистки. Функциональное назначение политической лингвистики. Методологические направления политической лингвистики.

Тема 2. Политическая лингвистика: историческое развитие и современное состояние.

Античная риторика. Исследования политической коммуникации в рамках традиционной риторики и стилистики.

Возникновение и становление политической лингвистики (20-50 гг. ХХ в.). Работы Уолтера Липпманна, Пола Лазарсфельда, Гарольда Лассвелла. Исследования коммуникативной практики тоталитарных режимов. Дж. Оруэлл «1984».

Политическая лингвистика 60-80 гг. ХХ в. Франкфуртская школа, проблемы языка в работах Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер. Французская школа анализа дискурса (Ж. Дюбуа, Ж.-Ж. Куртин, М. Пеше, М. Фуко и др.).

Общая характеристика политико-лингвистических исследований в США и Европе.

Советская или постсоветская эпоха политической лингвистики: проблематика, особенности, основные направления. Современная политическая лингвистика в России.

Современный этап развития политической лингвистики. Сфера научных интересов современной политической лингвистики: дискурс терроризма, дискурс "нового мирового порядка", политкорректность, социальная толерантность, социальная коммуникация в традиционном обществе, фундаменталистский дискурс и др.

Тема 3.  Политический дискурс.

Политический дискурс, его взаимодействие с другими видами дискурсов. Фундаментальные концепты политического дискурса. Идиополитический дискурс. Я-концепция политика. Идиостиль (когнитивный стиль, речевой стиль) в политике. Политик как языковая и коммуникативная личность. Политико-дискурсивное поле современной России. Политический язык (языки). Энкратичность («идеологическая связанность») языковых средств.

Критический дискурс – анализ: когнитивный анализ дискурса Т. ван Дейка; дискурс-анализ Н. Фэрклау; немецкая школа критического анализа дискурса (З. Егер, У. Маас, Ю. Линк): социолингвистический дискурс-анализ Р. Водак и ее коллег по венской школе дискурс-анализа (Г. Вайс, Х. Людвиг, П. Новак, Й. Пеликан, М. Седлак). Дескриптивный дискурс-анализ. Комбинаторная теория кризисной коммуникации (CCC-theory) (Ф. Беер, Х. Де Ландтсхеер). Постмодернистская теория дискурса (Лаклау, Хансен, Ховарт).

Методы анализа и практики исследования политического дискурса. Лингвистические методы. Лингвокогнитивный анализ (реконструкция тезауруса), концептуально-семантический анализ, риторический анализ, стилистический анализ. Психолингвистические методы. Ассоциативный эксперимент, метод проективных предложений, метод семантического дифференциала, метод психосемантических пространств (Ч. Осгуд, Дж. Келли, В. Петренко). Психологические методы. Психобиографический метод. Мотивационный анализ: мотивационный профиль политика - соотношение мотивов достижений, близости отношений и власти. Когнитивное картирование и операционное кодирование. Идентификационный анализ. Ролевой анализ. Социологические методы. Контент-анализ и его разновидности.

Тема 4. Риторическое направление в политической лингвистике.  

Соотношение понятий и терминов: политическая риторика, политическая лингвистика, политический дискурс, publicdiscourse. Теории архетипичных метафорМ. Осборна. Публичная ораторская речь. Политическая публицистика.Классификация жанров политической риторики по фактуре речи. Классификация жанров политической риторики по субъекту речи: президентская, парламентская, правительственная (управленческая), речь публичного деятеля (лидерская). Классификация жанров политической риторики по объекту речи.Особенности современной русской парламентской публичной речи. Жанры: официальный депутатский запрос, реплика, вопрос, информация, дискуссионное выступление. Дебаты. Культура парламентской речи.Партийная риторика. Оппозиция. Риторические функции «ярлыков».Президентская риторика. Современный публичный деятель, понятие харизмы. Президент как стилеобразующая фигура национального политического дискурса. Жанры президентской риторики (программная речь, дебаты, инаугурационная речь, кризисная речь, послание Федеральному собранию и т.д.). Проблема авторства, спичрайтеры.

 Речевая активность правительства. Популяризация решений. Лоббирование. Управленческая риторика.Предвыборная кампания. Структура предвыборной кампании, основные жанры (политическая листовка, биография кандидата, лозунги, манифесты и политические программы). Митинговая речь. Дебаты. Споры. Митинги.Жанры политической риторики, использующиеся в СМИ: интервью, открытое письмо, полемика (открытая и скрытая). Роль печатного органа как контекста. Коллективное авторство. Роль мультимедийных средств. Защита получателя информации от манипуляции. Риторическая критика. Особенности элоквенции в политической риторике Словоупотребление. Метафоры, мифы, символы, идеологемы, ярлыки. Качество слога. Авторский слог. Узкое и широкое понимание стиля; роль стиля в политике. Требование ясности; требование красоты слога. Средства выразительности, применяющиеся в политической риторике. Наиболее распространенные фигуры: фигуры прибавления, убавления, повторы, амплификация и др. Политическая метафора: плюсы и минусы. Ирония в публичной ораторской речи. Речевая активность правительства. Популяризация решений. Лоббирование. Управленческая риторика. Средства выразительности, применяющиеся в политической риторике. Наиболее распространенные фигуры: фигуры прибавления, убавления, повторы, амплификация и др. Политическая метафора: плюсы и минусы. Ирония в публичной ораторской речи.

Тема 5. Когнитивное направление в политической лингвистике. Политическая метафора и ее роль в политической лингвистике.

Понятие метафоры. Онтологический (метафора – ментальный феномен) и эпистемологический (метафора – способ познания мира) статус метафоры. Риторическое направление в изучении метафоры. Когнитивное направление изучение метафоры в работах Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Метафоры в политической коммуникации.

Основные типы метафор:Антропоморфная метафора. Социальная метафора. Натурморфная метафора (метафора природы). Артефактная метафора.

Антропоморфная метафора: субсфера «Человек». Основные виды (модели): физиологическая метафора, морбиальная метафора, метафора родства, сексуальная метафора. Социальная метафора: субсфера «Социум». Основные виды (модели): криминальная метафора, милитарная (военная) метафора, театральная (театрально-цирковая, «зрелищная») метафора, игровая (спортивная) метафора.

Натурморфная метафора: субсфера «Природа». Основные виды (модели) натурморфной метафоры: зооморфная (зоологическая, зоонимическая, зоометафора) метафора, фитоморфная (фитонимическая) метафора.

Артефактная метафора: субсфера «Артефакты» (искусственные вещи, создания человека). Основные виды (модели) артефактной метафоры: метафора дома, метафора механизма.

 


Публикации по теме курса




Техническая поддержка: Центр развития карьеры, admin@nvsu.ru

Яндекс.Метрика